ИНТЕРВЬЮ, КАК ЭТО ДЕЛАЕТСЯ

Виды интервью

1.Интервью у очевидца. 
Главные вопросы- Что? Где? Как? Когда? Очень важна точность деталей, поэтому копать надо как можно тщательней. Хорошо, если  о  событии можно расспросить нескольких очевидцев.

2. Мнение по поводу чего-либо. 
Главный вопрос – ПОЧЕМУ?

3. Интервью-конфронтация.
Совершенно сознательно нарываетесь на конфликт, поддеваете собеседника, не соглашаетесь с ним.

4. Пресс-конференция.
Заранее узнайте  продолжительность пресс-конференции. Не ждите, когда  наступит пауза, чтобы можно было задать свой вопрос. Ее может и не быть. Пользуйтесь возможностью задать свой вопрос после конференции, настойчиво, но без рукоприкладства останавливая объект на пути из пресс-центра.  Помните, что главный участник пресс-конференции – журналист!

5. Интервью-портрет.
Позаботьтесь заранее  собрать информацию об объекте у его знакомых, родных, коллег, друзей, врагов и т.д. Заранее оговорите с объектом время, отводимое для разговора. Постарайтесь осветить личность героя вашего очерка с разных сторон. Очень важно подготовить вопросы. Не стесняйтесь уточнять моменты, которые вам не до конца понятны. Попросите термины, имена, цифры, даты записать на бумаге собственноручно. Заранее договоритесь о контрольном звонке для уточнения деталей.

Типы вопросов

По содержанию:

  • О знаниях
  • О мнениях
  • О фактах

По цели:

  • Результативные, то есть те, ответ на которые вы хотите получить от собеседника, чтобы узнать его мнение либо получить от него фактическую информацию. Это вопросы, которые реализуют цель вашего интервью.
  • Функциональные, несущие на себе дополнительную нагрузку, выполняющие дополнительные функции:

1. Установление контакта и сотрудничества с интервьюированным
2. Снятие напряжения в ходе беседы (легкие вопросы)
3. Проверка компетентности собеседника, осведомленности его в данном вопросе и надежности как источника информации. Фильтрующие и контрольные вопросы.
4. Уточнение полученных сведений и высказываний героя интервью
5. Подготовка журналиста к следующему вопросу. «Отвлекающие» вопросы, дающие журналисту время на то, чтобы сориентироваться.

Подготовка к интервью

  • Выбор темы.
  • Выбор персонажа.
  • Подготовка по предмету.
  • Установление контакта с героем интервью (подстройка под ситуацию и человека)
  • Подготовка вопросов (основные, альтернативные, непредвиденные). Желательно подготовить два варианта списка вопросов: по полной программе и сокращенный вариант.

Список запретов

— Вопросы, которые допускают односложный ответ (закрытые вопросы)

— Замена утвердительного предложения вопросительным.

— Два вопроса в одном.

—  Перегруженный вопрос.

— Наводящие вопросы.

— Вопрос с собственной оценкой.

— Навешивание ярлыков.

— Преувеличение в вопросе (раздувание события)

— Слишком сложные для понимания вопросы.

Технология получения интервью

1. Создание контакта. Отвлечение от темы (чай, погода, …)

2. Вначале задавайте «приятные» для человека вопросы.

3. Вы не просто внимательно слушаете, но всем своим видом даете понять, что внимательно слушаете.

4. Время от времени стоит задавать контрольные вопросы для уточнения информации (если я правильно понял, то…)

5. Возвращение к тем темам, которые не были освещены сразу (просьба о помощи)

6.  Иногда хорош прием «держания паузы»  после ответа, если вы считаете, что объект что-то утаил, или слишком вяло себя ведет – просто тупо смотрите ему в глаза, поощрительно улыбаясь, и молчите. Если  объект даже и не скажет вам чего-нибудь ценное, то взбодрится точно.

7. Не бойтесь  выглядеть глупым – уточняйте детали, терминологии, непонятные моменты.

8. Обязательно ведите записи. Диктофон не всегда уместен, некоторые теряются перед микрофоном, записывайте все, что вам говорят. Память – хорошо, но бумажка с записями – лучше!

9. «Ведите» собеседника. Попытайтесь подстроиться  к нему по темпу речи, позе,  дыханию, — сыграйте в него,  а потом  задавайте свой ритм.

10. Заранее оговорите регламент (продолжительность разговора).

11. Самый последний вопрос — самый важный.

12. Самый-самый последний вопрос – о чем я вас не спросил(а)?

13. Обязательная благодарность и  цепляние координат для последующего уточнения деталей.

Советы

  • В начале разговора —  представиться, сообщить цель беседы, попросить написать на листке  ФИО и должность.
  • Событие. Сначала факты, потом чувства.
  • Сначала основные вопросы – потом детали.
  • Обязательно проверьте факты, желательно, не менее, чем у двух источников.
  • Когда источник информации не является основным, его можно засекретить при необходимости.
  • Если вам необходимо получить информацию, а ее источник от вас уходит, цепляйтесь, не отпускайте. Кричите, что вас выгонят с работы, запячивайте в угол, к стенке  и  вытягивайте нужные сведения.
  • Повторяйте свои вопросы. Если на ваш вопрос не дан ответ, повторяйте его в несколько измененном виде.
  • Дайте интервьюированному возможность высказаться.
  • Сопоставляйте полученную информацию.  Это можно сделать и в статье – не будут нужны никакие комментарии.
  • В некоторых случаях уместен вопрос «Чем наше общение может повредить вам?» Далее по ситуации.
  • Журналист должен идти к собеседнику с мыслью и за мыслью. Ваши вопросы должны побуждать собеседника к разговору.
  • Чтобы беседа была плодотворной, собеседник, как минимум, должен быть в ней заинтересован.
  • Сам журналист как личность должен быть интересен собеседнику.

ИНТЕРВЬЮ: ШАГ ЗА ШАГОМ

До интервью…

  • Соберите информацию об интервьюируемом
  • Напишите основные вопросы в порядке, в котором собираетесь их задавать
  • Подумайте о возможных ответах и о том, как вы будете реагировать на них

Во время интервью…

  • Представьтесь и сообщите цель интервью
  • Изучите окружающую обстановку,  (ваши наблюдения могут послужить основой для начала разговора)
  • Дайте интервьюируемому почувствовать себя удобно, при этом, не вводя его в заблуждение.
  • Если собираетесь использовать диктофон, не скрывайте этого. (Вопрос: какова самая распространенная ошибка, допускаемая репортерами при использовании диктофона? Ответ: не проверить перед интервью, вставлена ли в диктофон кассета и не сели ли батарейки).
  • Заранее договоритесь с интервьюируемым о том, какая информация будет даваться «для печати», а какая «не для печати».
  • Задавайте вопросы, от которых сложно отмахнуться простыми ответами «да» или «нет».
  • Внимательно слушайте ответы, а не посвящайте все свое внимание изучению следующего вопроса, который собираетесь задать.
  • Фиксируйте важную информацию в блокноте, даже если интервью записывается на пленку.
  • Задавайте тяжелые вопросы в конце интервью.
  • Не хвастайтесь своими познаниями или знакомствами с важными людьми. Большинство интервьюируемых это раздражает.

Заканчивая интервью…

  • Еще раз проверьте информацию
  • Спросите: «Может, вам кажется, что я вас о чем-то еще должен был спросить?»
  • Удостоверьтесь, что вы обменялись контактными телефонами.

После интервью

Не давайте интервьюируемому права «утверждать» вашу статью до печати.

Проблема со всеми перечисленными правилами, конечно же, в том, что журналист не всегда может настоять на их соблюдении. К моменту начала интервью журналист уже наверняка пошел на определенные уступки интервьюируемому, чтобы тот согласился на разговор. Часто в качестве уступки журналист соглашается с требованием интервьюируемого прочитать статью до публикации. В таких случаях журналисту нужно во время интервью проявить находчивость и постараться смягчить ранее оговоренные условия.

В некоторых странах обычной практикой, особенно среди чиновников с небольшой зарплатой, считается требовать плату за интервью. Бывает и наоборот — журналист берет деньги за взятие интервью у человека, нуждающегося в рекламе. И тот, и другой случай — нарушения этических принципов, подрывающие авторитет прессы. Почему?

Если средство массовой информации платит за интервью (в Америке такую практику пренебрежительно называют «журналистикой через чековую книжку»), правда становится заложницей денег. Поэтому информаторам, труд которых оплачивается, обычно меньше верят в зале суда. Если журналист готов за деньги провести интервью в дружественном тоне, то это уже больше реклама информатора, а не журналистика.