Проба пера

Мастерство приходит к тем,  кто работает. Журналист работает всегда. У него ненормированный рабочий день. Он постоянно в поиске информации.  Он постоянно пополняет свою коллекцию наблюдений,  мнений,  тем,  подходов, фактов, неожиданных ракурсов. Журналист обязан быть начитанным, обладать эрудицией и высоким интеллектом,  а осведомленность и эрудиция не появляются сами по себе.

Эти задания можно предлагать начинающим корреспондентам молодежных изданий,  студентам-журналистам, участникам студий и кружков по журналистике.

«Стоп-кадр» Возьмите любую иллюстрацию из  любого журнала, газеты,  просто  фотографию и сделайте к ней несколько вариантов подписей. Из одного-трех слов,  как заголовок. Из одного предложения, не более 18 слов,  включая союзы и предлоги. Из нескольких предложений общим объемом 40-50 слов. Из нескольких абзацев общим объемом не более 300 слов.

«Моя газета (журнал)» Это рассказ об издании, которое вы с удовольствием читаете. Проанализируйте,  что  привлекает в нем вас в плане содержания, дизайна.  Тематики.

«Мой любимый журналист» Расскажите о  журналисте,  чьи материалы в прессе вы ищете сразу, как только взяли в руки номер газеты или журнала. Расскажите о  журналисте,  чьи программы вы смотрите (слушаете),  не отрываясь от приемника. Как вы полагаете,  что это за человек, о чем он пишет? Как он преподносит  материал? Чем он вам интересен?

«Самый нелюбимый» Расскажите,  кого (и почему) из журналистов вы не любите.

«Если б редактором был я…» Вы вдруг заняли  кресло  главного редактора в «Комсомольской правде» (журнале «Cool»,  «Лиза», «Метро», в собственной газете…) Что бы вы изменили,  что оставили,  кого  бы взяли еще на работу,  кого  уволили бы. Какие действия вы предприняли бы для дальнейшего  продвижения издания,  увеличения тиража,  упрочения финансовой устойчивости издания?

«Приметы времени» По телевидению,  в школе, дома, на улицах вы могли слышать  такие фразы: Бедственное положение образования»,  «Подрастающее поколение  чересчур прагматично»,  «Милицейский произвол»,  «Бандитский беспредел» и т.п. Это  все приметы времени. Выберите любое подобное утверждение и напишите 10 своих примет. Например, 10 примет деполитизации юношества, 10 примет милицейского  произвола,  10 примет повышения благосостояния общества…

«Читалка» Попытайтесь написать  обзор какой-либо газеты. Какие публикации в этой газете вызвали ваш интерес и эмоциональный отклик, натолкнули на размышления, вызвали желание к действию. О чем,  по вашему мнению,  нужно писать газете, какие темы и проблемы волнуют вас и ваших сверстников.

«Два взгляда» Два взгляда на прописку. Два взгляда на смертную казнь. Два взгляда на проблему эвтаназии. Два взгляда на свободное ношение оружия. Два взгляда на бесплатное образование. Два взгляда на свободный секс. Вы можете сами выступить  с разных   точек зрения и можете воспользоваться мнением  экспертов, «простых граждан», людей имеющих непосредственное отношение к этой теме.

В курсе «Репортерское мастерство» есть такое практическое зада​ние «Запись живой речи». В аудиторию к студен​там приглашают человека, тот в течение 10 мин что-то рассказывает. Задача студентов — записать его рассказ так, чтобы максимально сохранить особенно​сти его речи, любимые обороты, выражения, не ис​казив, точно передать смысл выступления. Ваша задача: написать стенограмму разговора о жизни, записанную, например, в ШКОЛЬНОЙ СТОЛОВОЙ, или на РЫНКЕ, или в ПРИЕМНОЙ У АДВОКАТА, или в ПОЛИКЛИНИКЕ, или в КУРИЛКЕ  БИБЛИОТЕКИ, или там, где вы сами придумаете.

«Профессиональный портрет» Это может быть портрет ШКОЛЬНОГО УЧИТЕЛЯ, ОФИ​ЦЕРА, УЧАСТКОВОГО МИЛИЦИОНЕРА, ПРОДАВ​ЦА, ВОДИТЕЛЯ, КОНДУКТОРА, КИОСКЕРА, ПСИ​ХИАТРА… Для работы над заданием вам придется специально наблюдать за этими людьми, узнать, в чем  заключаются их профессиональные обязанности, какие требования предъявляются к людям данных профессий и т. п.

Следующие несколько заданий прольют бальзам на души тех, для кого журналистика привлекательна прежде всего собственно писательством. Речь пойдет о языке и стиле, о литературном мастерстве. Давай​те поэкспериментируем!

«Сказка». Я почти не встречала людей, кто не любил бы и не перечитывал сказки. И знаю многих, кто любит их сочинять. Ваша задача— «пе​реписать» любую известную сказку («Красную шапочку» или «Серую шейку»), используя разные функциональные стили: научный, деловой, разговорный, газетно-публицистический.

«Фраза-картинка» В журналистских материалах важно не только рассказывать о чем-то, но и показывать. В некоторых жанрах — репортаже, например — журналист просто обязан создать так на​зываемый «эффект присутствия», показав, как про​исходило событие, таким образом, чтобы у читателя создалось впечатление, что он сам там присутствовал. Чтобы было понятно, чем отличается «рассказать» от «показать», приведу пример. Можно написать «Он рассердился», и тогда читателю ничего не остается, как поверить вашему сообщению-рассказу. А можно написать иначе: «Он грохнул кулаком по столу и от​швырнул ногой стул». И любой читатель сразу пред​ставит себе эту сцену и, естественно, сделает вывод, что человек рассердился, разозлился. Задание заклю​чается в следующем — «показать» фразы: ОН ГОЛО​ДЕН, ДЕВОЧКА БОИТСЯ, МАШИНА ПОПАЛА В АВАРИЮ, ЕМУ СТАЛО СТРАШНО.

«Реплики»  Это задание тесно связано с предыдущим. Ведь показать можно и с помощью диалога. Попробуйте написать как можно больше реплик, которые человек произносит, когда он РАЗДРАЖЕН, УДИВЛЕН, НЕГОДУЕТ, НЕДОУМЕВАЕТ, НЕ   ВЕРИТ, ВОСТОРГАЕТСЯ, ЗЛИТСЯ.

«Жесты и мимика» Опишите взгляды, которыми обмениваются бабушка и внук, гуляющие в парке; школьница и школьники, смеющиеся на переменке; продавец и покупатель, который недово​лен тем, как его обслужили.  Сколько определений вы можете написать к словосочетанию «выражение глаз»? Пять? Десять? Двадцать?

«Первая фраза»  Историки утверждают, что Демосфен оставил 56 вступлений к ненаписанным речам. Ибо если ты не смог привлечь внимание читателя, слушателя, зрителя в момент контакта — пиши пропало. Попробуйте и вы написать 56 первых фраз к еще не написанным своим материалам. Глав​ное требование — фраза должна привлечь внимание, заинтересовать читателя, вызвать желание читать дальше.