Не забывайте о главном

Помните о правиле: статья должна отвечать на пять вопросов: кто, что, когда, где и почему?

Даже опытные репортеры, увлекаясь интересной информацией, могут иногда забывать о необходимости отвечать на все эти вопросы. Избежать этого можно, записав их до выхода на задание в своем блокноте и оставив побольше места между ними. До окончания интервью, просмотрите их еще раз, чтобы убедиться, что не осталось пустого места.

Молчание — золото

Это правило применимо не только к детям, но и к репортерам.

Трудно придумать менее приятного собеседника, чем говорливый журналист-всезнайка, который хочет всем доказать свою большую осведомленность. Источник информации раскроется перед слушателем, репортером, который признается: «Я не знаю этого, не поможете ли Вы мне,  сообщив…»

Молчание может быть важным оружием.

Испытайте его в своих ближайших интервью: посмотрите собеседнику в глаза и задайте важный вопрос. Пока он отвечает, молчите и смотрите на него. В девяти случаях из десяти, источник информации будет чувствовать неловкость и выпалит полезные Вам вещи.

Готовьтесь заранее

Возможно, что еще менее приятным собеседником, чем репортер-всезнайка, будет репортер-незнайка. Не выходите на задание,  не выполнив «домашней работы.»

Правильным было бы сказать «я не знаю» по отношению к новой информации или такой, которая должна исходить именно от Вашего собеседника, но не должно быть прощения невежеству репортера по отношению к общеизвестной информации, в частности, его незнанию правописания имени официального лица. Такое невежество может испортить любое интервью.

Записи

Те, кто не знаком со стенографией, должны разработать собственные сокращения: «св сис сокр, к-рую мо пр-ять н/задум и н/загл в б/нот» /то есть, «свою систему сокращений, которую можно применять не задумываясь и не заглядывая в блокнот»/.

Внимание собеседника не должно отвлекаться на то, что репортер постоянно склонен над блокнотом.

Практикуйтесь делать быстрые, сокращенные записи,  не глядя на бумагу, с тем, чтобы не терять зрительного контакта с собеседником.

Несколько примеров:

Не используйте в записях жаргона. Избегайте слов, выражений и фраз, известных лишь профессионалам. Ученый, используя профессиональный жаргон, напишет: «Фауна продемонстрировала стопроцентную реакцию угасания.» А можно было бы и написать: «Вся рыба вымерла.»

Сохраняйте в статье красочные детали. Важно не только то, что сказано в интервью, но и как это сказано. Взгляните на такой пример: «В ответ на вопрос, как он отнесется к несогласным с ним членам совета, председатель Вильсон посмотрел в мои глаза, усмехнулся и, сложив кисть руки в подобие пистолета, с грохотом опустил ее на стол. Он не произнес ни слова.»

Помните, что читателям интересны события, связанные с людьми, а не с неживыми объектами. Например, фраза «критики плана застройки микрорайона утверждают, что его осуществление нанесет ущерб речной фауне и нарушит уклад местной жизни»  повлияет на читателей меньше, чем «критики говорят, что осуществление проекта застройки микрорайона убьет все живое в реке и оставит местных рыбаков без работы.»

Уважайте скорбящих. Проявляйте чувства к условиям, обстоятельствам и нюансам в определенных ситуациях.

У каждой статьи есть две стороны. Для поддержания баланса и справедливости, узнайте и сообщите мнение сторон.