В журналистике все начинается с репортера. Самые замечательные редакторы могут творить чудеса, и наикратчайшие сроки обрабатывая и редактируя материалы для великолепной, учитывающей все запросы и нужды читателей газеты. Но редакторы могут делать свою часть работы только после того, как репортеры сделали свою. Прежде всего, должен быть собрал урожай новостей.
Для успешной работы репортеру необходимо иметь особые свойства характера и профессиональные навыки, начиная с честности, любознательности и аккуратности. Они обязаны распознавать полости, то есть такую информацию, которая будет интересна и полезна читателям, видеть факты, из которых может сложится потенциальный материал, улавливать связи между разрозненными на первый взгляд данными, которые на самом деле есть части целого.
Репортерам необходимо уметь выкапывать факты, не лежащие на поверхности, вызывать людей на разговор, находить источники информации, создавать сеть информаторов, предоставляющих нужные факты или указывающих, где их можно добыть. Репортерам следует быть ловкими людьми, знающими, как делать дела.
В довершение всего они обязаны быть дисциплинированн
Им нужно постоянно помнить, что факты не всегда соответствуют истине. У каждого, даже самого искреннего очевидца события может быть своя правда. А какие-то пропущенные детали способны исказить впечатление, созданное опубликованными фактами. Несколько лет назад шли споры о сущности объективного.
Многие журналисты пришли к выводу, что объективность недостижима, потому что отбор любого факта для публикации является процессом субъективным. Поэтому в наши дни делается особый акцент на беспристрастност
Довольствоваться ли тем, что уже добыто?
Не стоит забывать и о тирании крайних сроков сдачи материала. Как часто репортеру не хватает времени для “самого последнего” звонка или для проверки еще одного нужного документа. Тогда перед ним (и перед редактором) открываются два выбора. Первый — “довольствоватьс
Основной принцип репортера — ничего не принимать на веру. Здоровый скептицизм (но не цинизм) — ценнейшее качество журналиста, так как ситуация иногда оборачивается совсем не той, какой кажется на первый взгляд. Репортер должен “копать глубоко” и обличать недостатки и правонарушения.
Когда сбор информации завершен или по крайней мере близок к публикации, репортер должен рассортировать беспорядочную кучу собранных фактов (точнее, явных фактов), отбросить незначительные и не имеющие отношения к данному вопросу, свести все оставшееся в четкий рассказ-изложени
Обычно у тех, кто пришел в журналистику, многие из перечисленных качеств являются врожденными. Журналиста-нович
В идеале репортеру требуется хорошее гуманитарное образование. Если он его не имеет, ему следует компенсировать это постоянным чтением и приобретением опыта выполнения заданий. Хорошее базовое образование для журналиста обычно включает язык, литературу, историю, политические науки, экономику, социологию, психологию, математику и естественные науки.
Так как окружающий мир становится все более сложным, в крупных газетах были введены специальные постоянные тематические задания для репортеров — на темы образования, здравоохранения, охраны окружающей среды, бизнеса, религии и т. д. Журналисты никак не решат, что лучше — найти готового специалиста и научить его “быть репортером” либо просить хорошего репортера специализировать
Три источника
Репортеры добывают информацию из следующих трех источников: I) документы и записи, 2) интервью и 3) личные наблюдения. Каждая категория достаточно обширна и заслуживает отдельного рассмотрения.
Упоминание о документах и записях, вероятно, сразу наводит на мысль о брачных лицензиях, завещаниях, актах передачи недвижимости, свидетельствах о смерти, результатах вскрытия, дипломах, повестках в суд, ордерах на арест, полицейских отчетах об арестах и происшествиях, патентах, свидетельствах о разводе, стенограммах судебных заседаний, правительственны