Азы журналистики, как азбука. Выучил буквы и можно учиться читать. Знаешь, из чего состоит материал в газете, и уже можно учиться писать. Именно учиться, потому что, зная, что такое факт, еще нельзя быть журналистом. Этого мало. Правда, не зная, что такое факт, о журналистике можно даже и не мечтать.

ФАКТ — это подлежащее в предложении, это двигатель в машине, это дневник в портфеле, это самое главное, основа публицистического материала!

ФАКТ так же важен для журналиста, как кирпич для строителя!

ФАКТ — ответы на главные вопросы — «Что?», «Где?», «Когда?». Остальное — подробности. Это — скелет, на котором крепятся мышцы, суставы и прочие части организма.

ФАКТ — событие общественной жизни, которое произошло и вызвало интерес.

ОБРАЗ — даже если ты никогда не мечтал стать писателем, а только журналистом, все равно придется научиться составлять образ. Только писатель может использовать при этом выразительные средства, приукрасить, выдумать, а журналист просто не имеет на это право. Только то, что ты видишь, что тебе говорят другие, что уже написано в школьном дневнике, в паспорте, в личном деле или в медкарте героя. У публициста образ всегда будет документальным, потому что его герой в любом случае историческая личность! Даже твой одноклассник вносит свой вклад в историю школы, оставляя на парте надписи или рассаживая оранжереи.

МЕТОДЫ СБОРА ИНФОРМАЦИИ

Их три:

1.​ наблюдение. Лучше один раз увидеть, чем десять раз услышать. Даже если ты решишь, что зрение тебя подвело, или ты не поверишь собственным глазам, всегда есть еще два способа проверить информацию;

2.​ интервью или беседа с участниками события, компетентными людьми. Сразу троим не померещится! Поэтому «пока блины на сковородке, больше вопросов повару». Иными словами, куй железо, пока горячо. Спрашивай всех и вся, кого удалось поймать в эпицентре события;

3.​ работа с документами (приказами, актами, законами, фотографиями, патентами на научные открытия, другими публикациями).

Публицист работает с проверенными фактами. Если он не сам добыл информацию, то проверить ее все равно должен, используя один из методов сбора! Как ни крути, а уметь ими пользоваться необходимо все равно, что врачу статоскопом или скальпелем.

В ПОГОНЕ ЗА ИНФОРМАЦИЕЙ

Имея в наличии один факт, журналист может написать новость, заметку, интервью, экспресс-опрос, репортаж, отчет. Иными словами: любой информационный жанр публицистики. Они отличаются от других оперативностью, краткостью, отсутствием художественных образных средств выразительности. Факт, в данном случае, будет являться основой материала или информационным поводом для его написания.

НОВОСТЬ — коротко о главном! Информация в двух строках или трех предложениях. Новое развитие старой истории, которая не требует подробного изложения. Это изюм, который можно есть и без пирожка. Уже вкусно! Уже в курсе событий дня.

ЗАМЕТКА — жанр для самых внимательных журналистов, так как им ничего не стоит ЗАМЕТИТЬ интересный факт. Факт сопровождается некоторыми подробностями (кто был организатором события, что послужило причиной, как все прошло, каковы последствия), комментариями специалистов, очевидцев и участников события. Если нет достаточно веского повода делать пространное интервью, или расписывать событие в действии, лучше сделайте небольшую заметку — достигнете большего эффекта. В заметках широко используется цифровой материал.

ИНТЕРВЬЮ — беседа журналиста и героя публикации. Правда, не всякая беседа достойна того, чтобы ее излагали в форме «вопрос-ответ». Герой должен обладать общественной значимостью, владеть информацией, быть компетентным в вопросе, быть просто интересным для читателя. Если герой обладает изысканной речью, часто использует профессиональные термины, то журналист стремится с помощью прямой речи передать колорит беседы, манеру и стиль общения героя. Форма построения интервью проста: вводная часть с представлением героя и тем фактом, который заставил нас обратиться к этому человеку; основная часть с вопросами и ответами; заключение с итогами беседы.

ЭСПРЕСС-ОПРОС — опрос на актуальную тему у нескольких героев разного возраста, разного социального положения и разной профессиональной принадлежности. Таким образом, разные ответы на один и тот же вопрос показывают срез настроения, общественного мнения. Для этого в материале сначала описывается проблема и информационный повод — факт, послуживший поводом для написания экспресс-опроса. Затем представляется палитра мнений: от негативного до положительного, резкие и нейтральные. Желательно в каждом мнение показать, почему именно так думает человек. Выводы обязательны.

РЕПОРТАЖ — самый живой из всех жанров публицистики. Это — рассказ с места события. Журналист не может написать репортаж, не выходя из редакционного кабинета. Он должен все увидеть своими глазами, услышать своими ушами, пощупать (если нужно и можно) своими руками. Для этого глаза, уши, руки и ноги журналиста всегда должны быть в состоянии боевой готовности! Картинка + существенные детали + описание места события, особенности производства + настроение людей-участников + оценка события, размышления над фактами, раскрытие социального смысла. Повествование динамичное. Журналист должен достичь эффекта присутствия, эффекта наглядности и эмоциональности у читателя. Для этого в материале появляется автор, действие описывается с помощью глаголов, преимущественно настоящего времени.

ОТЧЕТ — суше жанра не придумаешь. Скукотища для того, кто любит писать, приукрашая, рассказывать, удивляя. В отчете журналист констатирует факт, как правило, заседание, пресс-конференцию, собрание, встречи, приемы, научно-практическую конференцию, семинар и пр. кабинетные события. Пришел, увидел, написал. Кто собрался, зачем или по какому вопросу, кто что интересного предложил (цитируя дословно), и чем, собственно, все закончилось? Герои выступают с докладами и речами, а журналист ловит показательные мысли и включает их в отчет.

Кроме того, в публицистике есть аналитические и художественно-публицистические жанры. Для первой группы (статья, корреспонденция, обозрение, обзор, рецензия) требуется актуальная проблема и множество фактов, с помощью которых журналист проводит анализ и выходит к предлагаемым путям решения этой проблемы. Для художественно-публицистических жанров (зарисовка, очерк, путевые заметки, фельетон, эссе) главная задача — на основе реальных фактов выстроить образ! Здесь уже широко применяются литературные выразительные средства.